Неточные совпадения
Таковы коллективные
формы мистики, космические или
социальные.
Безумны те, которые связывают русскую самобытность и своеобразие с технической и экономической отсталостью, с элементарностью
социальных и политических
форм и хотят сохранить русское обличье через сохранение пассивности русского духа.
Это сказалось в
формах, которые приняли
социальные доктрины.
Это вместе с тем будет победа над ложными
формами социальной мистики, победа царства Духа над царством Кесаря.
Но в отношении к
социальной проекции христианства католическая и протестантская мысль полевела и приблизилась к тем или иным
формам христианского социализма, во всяком случае, пришла к
социальному христианству.
Вот как выражает Белинский свою
социальную утопию, свою новую веру: «И настанет время, — я горячо верю этому, настанет время, когда никого не будут жечь, никому не будут рубить головы, когда преступник, как милости и спасения, будет молить себе конца, и не будет ему казни, но жизнь останется ему в казнь, как теперь смерть; когда не будет бессмысленных
форм и обрядов, не будет договоров и условий на чувства, не будет долга и обязанностей, и воля будет уступать не воле, а одной любви; когда не будет мужей и жен, а будут любовники и любовницы, и когда любовница придет к любовнику и скажет: „я люблю другого“, любовник ответит: „я не могу быть счастлив без тебя, я буду страдать всю жизнь, но ступай к тому, кого ты любишь“, и не примет ее жертвы, если по великодушию она захочет остаться с ним, но, подобно Богу, скажет ей: хочу милости, а не жертв…
Духа, который охватит всю
социальную жизнь человечества, он представляет себе скорее в
форме развития, чем в
форме катастрофы.
Но
социальный максимализм обычно принимает
форму отрицания истории.
Католичество приспособляется к современности то в
форме модернизма, то в
форме социального католицизма, то в
форме католического декадентства, то в
форме оккультизма и выживает.
Впервые напечатана А.И.Герценом в «Полярной звезде» в 1856 году.]; потом стал ей толковать о русском мужике, его высоких достоинствах; объяснял, наконец, что мир ждет
социальных переворотов, что так жить нельзя, что все порядочные люди задыхаются в современных
формах общества; из всего этого княгиня почти ничего не понимала настоящим образом и полагала, что князь просто фантазирует по молодости своих лет (она была почти ровесница с ним).
Оглядываясь в настоящее время на эту личность, я могу сказать, что это был тип идеального нигилиста. Ни в политическом, ни в
социальном отношении он ничего не желал, кроме денег, для немедленного удовлетворения мгновенных прихотей, выражавшихся в самых примитивных
формах. Едва ли он различал непосредственным чувством должное от недолжного.
Проще сказать: среди вечной борьбы биологических, национальных,
социальных и всяческих
форм — начинает зарождаться новый вид человека, новая национальность, что ли…
На Востоке берут свое начало скопчество, стремящееся прекратить размножение человеческого рода, и анархическое «бегунство», «странничество», отрицающее все
формы социальной и политической организации.
Социальный прогресс, наряду с успехами гуманности, а отчасти и в связи с ними, может сопровождаться и самыми утонченными
формами зла духовного, как и сама она может в конце концов стать личиной антихриста.
Она имеет положительное значение, когда вечными началами признается свобода, справедливость, братство людей, высшая ценность человеческой личности, которую нельзя превращать в средство, и имеет отрицательное значение, когда такими началами признаются относительные исторические,
социальные и политические
формы, когда эти относительные
формы абсолютизируются, когда исторические тела, представляющиеся «органическими», получают санкцию священных, например монархия или известная
форма собственности.
Познание носит
социальный характер и потому зависит от
форм общения людей, от ступеней их общности.
В мире
социальной объективации нужно отстаивать более свободные
формы семьи, менее авторитарные и менее иерархические.
Социальный иерархизм много раз и во многих
формах освящался, признавался священным, но реально в нем ничего священного не было, и он возникал из совсем не священной борьбы сил и интересов.
Последствием этого была не только сакрализация, но и настоящее обоготворение исторических объективации — церкви, как
социального института, теократического государства, закостенелых
форм быта.
Формы социального аристократизма, переносящие аристократизм личности на аристократизм
социальной группы, очень разнообразны, но всегда порождают рабства человека.
Оно может принимать
формы прельщения эротико-сексуального (Розанов, Лавренс), национально-народного (мистика народничества), теллургического прельщения земли и прельщения крови, расы, родовой жизни (возврат к земле, расизм), прельщения коллективно-социального (мистика коллективизма, коммунизм).
Эта объективация совершается в истории путем разнообразных
форм социализации, т. е. отчуждения личных качеств и перенесения их на
социальные группы, где эти качества теряют реальный характер и приобретают характер символический.
В мире объективации, в мире
социальной обыденности неизбежной оказывается организация пола в
социальном институте семьи,
формы которой, конечно, не вечны, могут очень меняться и очень зависят от экономического строя общества.
Между тем как
социальная обыденность, овладевающая и религиозной жизнью человека, хочет нравственно управлять человеком через аффект страха, хотя в смягченной и умеренной
форме.
Формы семьи изменчивы, как изменчива
социальная обыденность, на которой не почиет дух вечности.
Розанов, которого нужно признать величайшим критиком христианского лицемерия в отношении к полу, верно говорит, что в христианском мире, т. е. в мире христианской
социальной обыденности, охраняется не брак, не семья, не содержание, не реальность, а
форма, обряд бракосочетания, закон.
В трагизме жизни есть много условного и преходящего, невечного, связанного с
формами социального быта, с
социальными нормами, со старыми ложными воззрениями и суевериями.
Абсолютное откровение Евангелия о Царстве Божьем невместимо ни в какие
социальные и исторические
формы, всегда относительные и временные.
Русская
социальная мысль скрывалась под
формой литературной критики, потому что по цензурным условиям она не могла себя иначе выразить.
Он воспользовался свойствами русской души, во всем противоположной секуляризированному буржуазному обществу, ее религиозностью, ее догматизмом и максимализмом, ее исканием
социальной правды и царства Божьего на земле, ее способностью к жертвам и к терпеливому несению страданий, но также к проявлениям грубости и жестокости, воспользовался русским мессианизмом, всегда остающимся, хотя бы в бессознательной
форме, русской верой в особые пути России.
Энгельс, который написал свою главную книгу в
форме критики философских и
социальных взглядов Дюринга, даже возражал ему по поводу запрещения религии.
Он уже хотел того типа культуры, который восторжествовал в коммунизме, хотя часто в карикатурной
форме, — господство естественных и экономических наук, отрицание религии и метафизики,
социальный заказ в литературе и искусстве, мораль
социального утилитаризма, подчинение внутренней жизни личности интересам и директивам общества.
Плеханов же высказывался против совмещения революции, низвергающей самодержавную монархию, и революции
социальной, он против революционно-социалистического захвата власти, т. е. заранее против коммунистической революции в той
форме, как она произошла.
Он хотел того, что в вульгаризованной
форме русский коммунизм называет «
социальным заказом».
И православие оказывается
формой христианства, не создавшей своей морали и не влиявшей на улучшение
социальной жизни.
Вместе с тем в молодежи пробудилась жажда
социальной правды, которая была в ней порождением христианства, получившего новую
форму.
Идея «
социального заказа» в искусстве и литературе в писаревщине утверждалась даже в более крайней
форме, чем в коммунизме.
В XIX веке конфликт принял новые
формы — столкнулась Русь, ищущая
социальной правды, царства правды, с империей, искавшей силы.
— Суть в том… запятая… что некоторые, так сказать, основные
формы… написали? —
формы единственно обусловливаются самой сущностью тех начал… запятая… которые находят в них свое выражение и могут воплотиться только в них… С новой строки… Там, конечно, точка… Наиболее самостоятельности представляют… представляют… те
формы, которые имеют не столько политический… запятая… сколько
социальный характер…
Объективированная
форма социальной и исторической жизни со своей условной символикой и своей сакрализацией относительного и преходящего обратно действовали на духовную жизнь, подчиняя ее
социальным влияниям и сдавливая ее.
Но лучше покаяться в том, что обидел ближнего в жизни
социальной, чем в том, что нарушил пост или не соблюл условные
формы аскезы.
Формы аскезы в прошлом в очень сильной степени зависели от
социального строя, от
социальных отношений людей и
форм труда.
Духовная жизнь людей претерпевает влияние
социальной жизни, на
формах духовности опечатлеваются
формы социальные, и это вплоть до понятия о Боге, до догматических формул.
Отношения между духовностью и
социальной жизнью могут быть определены в такой
форме: зависимость духовности от
социальной среды есть всегда ее извращение и искажение, есть всегда рабство духа и символическая ложь, истина же, правда, справедливость, свобода есть результат активного действия духа на
социальную среду и
социальные отношения людей.
Но
форма аскезы и определение степени важности
форм аскезы в истории церкви очень зависели от
социальных влияний, и это искажало аскезу.
Поэтому понимание духовной жизни исключительно как дела личного спасения вело к сдавливанию и порабощению личной духовности и к зависимости духовности от
форм социальной жизни.
Формы семьи, столь текучие на протяжении человеческой истории, всегда были
формами социального приспособления к условиям существования, к условиям хозяйствования в мире.
Русский революционный социализм никогда не мыслится как относительное переходное состояние в
социальном процессе, как временная
форма экономического и политического устроения общества.
Семья может быть и полигамической, если полигамия окажется лучшей
формой социального приспособления: полигамическая семья была бы менее лицемерной и лживой, чем моногамическая.
Большевистская бацилла имеет превосходную культуру в крови русской революционной интеллигенции, это — лишь новая
форма ее исконного
социального максимализма, который есть лишь обратная сторона ее исконного религиозного нигилизма.